87212445614

Жезказган, Гимназия 26, Мавзолей Алаша-хана

Мавзолей Алаша-хана

Мавзолей высотой 10 метров из обожжённого красного кирпича с куполом на 16-гранном барабане является, наверное, самым монументальным сооружением во всем Улытау. Его отличие состоит и в том, что он был возведен не по соседству с каким-либо городищем, как прочие мавзолеи региона, а просто на возвышенном месте. Необычным в мавзолее является и наличие обходной галереи, а также лестницы, выходящей через галерею на крышу, что дает некоторым ученым повод предполагать, что крыша мавзолея вполне могла использоваться в качестве своеобразной трибуны, с которой поднятый на кошме хан обращался к народу. Соответственно сакральности места, к северу от мавзолея развился и весьма обширный некрополь, захоронения на территории которого производились вплоть до XIX века.

Именно мавзолей Алаша-хана многие считают самым главным историко-культурным объектом всего Улытауского региона. Его главенство среди других святынь могут подчеркивать как размер и особенности отделки, так и его не совсем обычная конструкция и расположение на высоком холме. Но кем же был Алаша-хан, личность более легендарная, нежели историческая? Начнем с того, что никто точно не знает, существовал ли на самом деле этот человек, имя которого, по одной из версий, означает «пёстрый, пегий», а по другой «чужак, чужеземец». Однако, с именем Алаша у казахов связано множество легенд, и он считается, по сути, первопредком казахов. Так говорит, прежде всего, казахское шежире (то есть, родословная), которое, конечно, по мере удаления от времени его написания, стоит воспринимать в качестве исторического источника всё меньше и меньше. Помимо всего прочего, следует иметь в виду и такой момент, что издревле слово «Алаш» было общим ураном (боевым кличем) казахских племен, вне зависимости от конкретного жуза и рода (которые имели и свои собственные ураны). Есть легенды об Алаша-хане и у других тюркских этносов – башкир, татаров, ногаев, киргизов и т.д. Причем, датировка источников этих преданий весьма разнится, плюс-минус тысяча-две лет. Об Алаша-хане упоминает и такой знаменитый историк как Рашидад-Дин. Многие ученые склоняются к мнению, что, скорее всего, он являлся неким культовым символом времен единства кочевников Евразийских степей. Один из наиболее распространенных в казахских легендах сюжетов, связанных с именем Алаша, рассказывает о происхождении казахских родоплеменных объединений – жузов. Согласно ей, у одного живущего где-то на Сырдарье хана (называются имена Кызыл Арыстан, Абдулла, Абдул-Азис) был единственный сын – Алаша, который был изгнан им из страны в далекие степи. Со временем, поняв свою ошибку, хан решил вернуть сына и послал за ним сотню воинов (по-казахски сотня это «жуз»), однако воины, прибыв на место, решили остаться с отверженным султаном. Затем была отправлена еще одна сотня, которую постигла та же судьба. Последняя попытка хана привела к султану третью сотню воинов. Народ говорит, что так и образовался казахский народ, разделенный на Младший, Средний и Старший жузы, под предводительство хана Алаша. Есть версия начала этой легенды с буквально библейским сюжетом, в которой рассказывается о ребенке, сундук (колыбель) с которым пустили вниз по реке, а затем этот ребенок был найден, воспитан и стал тем самым ханом Алаша. Учитывая все имеющиеся легенды, версий по поводу того, кто может быть похоронен под сводами мавзолея, достаточно много. Кто-то говорит о хане Хакназаре (Акназаре), правившем в 1538-1580 годах, при котором наблюдался подъем во внутренней и внешней политике Казахского ханства. По мнению некоторых ученых, одним из прозвищ Хакназара было именно «Алаша». Кто-то считает, что здесь может быть похоронен Урус-хан, от которого происходят оба основателя Казахского ханства – Керей и Жанибек, и который, ведя курс на отделение своих владений от Золотой Орды, наметил путь на возникновение Казахского ханства как такового. Кто-то даже пытается говорить о том, что здесь покоится сам Чингис-хан. По словам первых исследователей, к 60-х годам XIX века внутри мавзолея располагалась лишь одна могила, которая была завалена лошадиными черепами, лоскутками ткани, копьевидными шестами с конскими хвостами – явными показателям сакрального характера захоронения. Результаты раскопок, которые были проведены уже в наше время, в 1946 году, группой Алькея Маргулана, также доказали, что внутри мавзолея находится лишь одно древнее захоронение, в котором были обнаружены разрозненные части скелета мужчины возрастом старше 50 лет. Прочие захоронения, сделанные внутри мавзолея, относятся к первой половине двадцатого века и никак не идентифицированы. Ученые спорят не только о том, кто похоронен внутри мавзолея, но и относительно времени его строительства. Кто-то говорит об XI-XII веках (именно такая датировка имеется на табличке, стоящей перед мавзолеем), кто-то говорит о XIII-XIV веках. Тем не менее, большая часть ученых склоняется к тому, что, учитывая архитектурные особенности мавзолея: особую форму и фактуру кирпича, а также имеющиеся на кирпичах тамги, датировать его можно периодом не ранее XV-XVI веков, то есть, периодом возникновения и укрепления Казахского ханства. Кстати, помимо «трехногой» тамги (родового знака) чингизидов, прочие кирпичи, из которых был построен мавзолей, изобилуют тамгами множества казахских родов, что лишний раз подтверждает сакральный характер данного места для всего казахского народа, символический для нового государства и новой династии. Как бы то ни было, но здесь явно был похоронен кто-то действительно важный для кочевников великой степи.


О квесте

Участники в ходе работы размещают в сети Интернет информацию о своей местности, населенных пунктах, улицах, достопримечательностях районов и городов Карагандинской области.