87212445614

Караганда КГУ «Лицей №2»

Автор Микова Наталья Алексеевна и ученики 9Б класса

Караганда родной город — сравнительно молодой, но в тоже время с богатой историей.  Город разделен на несколько районов, не которые расположены вдалеке друг от друга .

В северо-восточной части Караганды расположена Сортировка, тихий, полный зелени бывший железнодорожный район, сердце и головной мозг всей системы железных дорог Казахстана, который хранит в себе большую историю.

Все началось в 1906 году…

Именно в этот год  было начато строительство железной дороги между Карагандинскими копями и Спасским заводом протяженностью более 40 километров. На строительство железной дороги из Караганды в Акмолу (сейчас Нур-Султан), в Петропавловск и на юг республики приезжали рабочие со всего Союза, а также спецпереселенцы. Они и стали первыми основателями  Сортировки.  Дорога была построена в 1908 году. Из Англии прибыли 6 паровозов, 95 платформ и 3 вагона. Это была первая железная дорога на территории Карагандинской области. Впервые засвистел гудок и паровоз двинулся по рельсам.

Первого февраля 1931 года на разъезде № 55 (ныне станция Караганда — Сортировочная) прибыл первый поезд. Эта надпись, выгравированная на большом белом камне, напоминает всем о давней истории этого места.

Первый поезд встречали все, сюда съехались люди из самых дальних деревень. Вот как описывал это событие Габиден Мустафин: «Далеко на горизонте, в районе бывшего поселка Компанейского, медленно двигалась темная лента — первый поезд, которого так долго ждали в Караганде. Шел он медленно, очень медленно…».

Тот, первый, состав доставил в город оборудование для шахт и крепежный лес. А из Караганды он повез первые вагоны казахстанского угля. Так началась жизнь железной дороги в центральном Казахстане.

В Караганду и Карагандинскую область по проложенной железной дороге были привезены около полумиллиона спецпереселенцев из Центральной России, Поволжья, и других регионов союза. Эшелоны с ними шли один за другим. Высаживали их из вагонов, а вокруг — голая сухая степь, ни кустика, ни родничка, ни малой речушки.

В поселке Компанейский спецпереселенцы вырыли землянки, построили саманные бараки и стали обживаться под  надзором комендатуры.

Так, в одно лето возникли поселки Майкудук, Тихоновка, Новая Тихоновка, Михайловка, Федоровка, Узенка. Компанейский

Еще одно историческое здание этого района, Дом культуры железнодорожников. Он был построен в далеком 1936 году по проекту ссыльного ленинградского архитектора Петрайтиса. В тяжелые годы Великой Отечественной войны там размещался эвакогоспиталь №3414.

Карагандинский облздрав помог госпиталю с оборудованием и медикаментами. Эвакогоспиталь  принял   на лечение единовременно около двух сотен раненых бойцов. Жители всей города помогали госпиталю чем могли: одеждой для солдат, посудой, постельным бельем. Организовывали концерты, чтобы развлечь постояльцев госпиталя и его медперсонал.

Сейчас Сортировка развивается — построено много детских площадок, отремонтированы дороги и т.д. и все также остается любимым и родным местом для многих тысяч жителей этого района!

Whats-App-Image-2021-04-02-at-10-15-25
Whats-App-Image-2021-04-02-at-10-15-24-1
Whats-App-Image-2021-04-02-at-10-15-24

 

О квесте

Участники в ходе работы размещают в сети Интернет информацию о своей местности, населенных пунктах, улицах, достопримечательностях районов и городов Карагандинской области.